Когда необходимо менять щетки электродвигателя

Попадание между угольными щетками частиц пыли и образование искры в сочетании с вращением ротора двигателя, приводит к их естественному износу. Это выражается в простом изменении формы в виде стершихся контактов и линейных размеров элемента. В результате износа нарушается работа электродвигателя, и как следствие всего стирального агрегата. Определить износ щеток можно по следующим признакам:

  • из места установки мотора при работе издается шум и потрескивание, вызванное непосредственным контактом прижимной пружины к коллектору ротора;
  • недостаточная мощность электродвигателя, когда белье остается мокрым даже на высоких оборотах во время отжима;
  • внезапная остановка стирки;
  • появление дыма, искрения и специфического запаха гари;
  • вывод на дисплей кода ошибки (характерной неисправности двигателя).

В последние годы, все больше образцов стиральных машин оснащаются системами самодиагностики, позволяющими без вмешательства в работу и разборки, определить большую часть причин, по которым отказывают те или иные рабочие узлы.

Коды ошибок, которые выводятся на дисплеи стиральных машин, у всех производителей различны и указываются в технической документации. Например для немецких стиральных машин Bosch обозначение E или F21 означает проблему с мотором, однако не всегда со щетками. Каким бы «умным» не был стиральный аппарат, действительное состояние щеток и коллектора можно определить только визуально, и без разборки и снятия двигателя здесь не обойтись.

Рекомендации по выбору

При подборе щёток, в первую очередь следует обращать внимание на материал для их изготовления: здесь важна хорошая проводимость электричества и прочность (твёрдость) самого изделия, влияющая на его долговечность. Одной из важных характеристик деталей является активное сопротивление, которое учитывается при расчёте данных по обмотке двигателя и номиналу пускорегулирующих устройств

Этим требованиям полностью отвечают угольные щетки. Угольному материалу характерно дополнительное преимущество: при появлении дуги напряжения, не происходит приваривание к металлическим поверхностям (при работе двигателя дуга электричества возникает довольно часто).

Многие фирменные угольные щетки комплектуются механизмом автоматического отключения: в деталь устанавливается специальная пружина с непроводящим наконечником, выполненным из керамики. Достигнув определённого уровня износа, пружина выталкивает наконечник и электроинструмент выключается. При износе, без данного механизма, на коллектор может воздействовать пружина щёткодержателя или поводок щётки, приводя к поломке якоря (рекомендуется время от времени проводить анализ состояния щёточного узла и самих щёток).

Наименьшим сроком службы характеризуются генераторные щётки. Такие детали, кроме собственного износа, негативно влияют и на работу двигателя. Выполнены эти изделия из почти чистой меди, при незначительном добавлении угольных компонентов, графита и других примесей. Данные детали рассчитаны на величину тока, соответствующую величине в генераторах (значительно большей, по сравнению с двигателем). Ставить их в электроинструменты нельзя: такие действия могут сразу вызвать короткое замыкание цепи. Если же якорь успеет поработать, то большое напряжение и повышенная температура выведут обмотку из строя, из-за чего потребуется дорогостоящий ремонт.

Важно! Медь коллектора якоря может быть твёрдой или мягкой. Для мягкой меди нужно выбирать специальные мягкие щётки

Если в данном случае установить жёсткие изделия, то коллектор за короткий срок может полностью износиться, и потребуется ремонт по замене якоря. При установке мягких деталей на жёсткий коллектор — из строя выйдут сами щётки.

Производственный процесс

Состав компонентов

Конкретный состав щётки зависит от сферы применения. Обычно используется графитный/углеродный порошок. Для большей электропроводности используется медь (редко для использования с переменным током). Чтобы максимально увеличить электрическую проводимость и предел прочности, используется высокодендритный (электролитический) медный порошок. Вяжущие вещества, в основном фенол или другие смолы или пек, смешиваются таким образом, чтобы порошок сохранял свою форму при уплотнении. Также добавками могут быть металлические порошки и твёрдые смазки, такие как MoS2 и WS2. Для того, чтобы определить состав щётки для каждой области применения или двигателя, требуется множество исследований и разработок.

Уплотнение смеси

Типы электрощёток коммутатора

Компоненты щётки уплотняются в механизме, состоящем из верхнего и нижнего пуансона и матрицы, на механических или гидравлических прессах. На этом этапе, в зависимости от последующей обработки, медная проволока (так называемая шунтирующая проволока) может быть автоматически вставлена через отверстие в верхнем пуансоне и зафиксирована в прессованном щеточном блоке порошком, спрессованным вокруг. Эта операция, называемая «трамбовкой», обычно выполняется с использованием электролитического медного порошка; возможно использование серебряного напыления в некоторых высокопроизводительных областях. После этого процесса щётка всё ещё очень хрупкая и на профессиональном жаргоне называется «сырая щётка» (англ. green brush).

Обжиг сырых щёток

Щётки на электродвигателе, извлечённом из пылесоса

Затем производится термообработка «сырых щёток» в искусственной атмосфере (как правило, это водород и азот) при температуре до 1200 °C. Этот процесс называется спеканием или выпеканием. Во время спекания связующие вещества либо выгорают, либо карбонизируются и образуют кристаллическую структуру между углеродом, медью и другими компонентами. Выпекание сопровождается графитизацией (термообработкой). Термическая обработка варьируется согласно температурной кривой, точно определённой для каждой смеси материалов. После состава смеси, используемая температурная кривая является вторым большим «секретом» каждого производителя щёток. После термообработки структура щётки изменяется таким образом, что конкурирующим компаниям практически невозможно её скопировать.

Дополнительные операции

Щётки в небольшом коммутируемом двигателе постоянного тока

Спекание приводит к тому, что щётки дают усадку и изгибаются. Для придания им конечной формы необходимо шлифование. Некоторые производители для того, чтобы сделать щётку более долговечной, используют дополнительную обработку — пропитку рабочей поверхности специальными маслами, смолами и смазками.

Производство угольных щёток требует глубоких знаний материалов и опыта работы с составами смесей. Незначительные изменения в составе щётки всего на несколько процентов от массы компонентов могут существенно изменить её свойства при использовании. В мире существует всего несколько компаний, разрабатывающих щётки, которые в основном специализируются на определённых типах щёток.

Угольные щётки — одна из наименее дорогостоящих деталей в электродвигателе. С другой стороны, обычно они являются ключевой частью, которая обеспечивает долговечность («срок службы») и производительность двигателя, в котором они используются. Их изготовление требует пристального внимания к контролю качества и производственного процесса на всех этапах производства.

Разбираем стиральную машину

Для замены щеток электрического двигателя стиральной машины надо подготовиться к предстоящим работам, изучив инструкцию и схему расположения основных узлов. Все операции должны производиться предельно аккуратно. Выполняя разборку, старайтесь хорошо запомнить расположение и способ крепления затрагиваемых узлов.

Совет мастера! Новичку полезно будет сфотографировать внутреннее устройство вскрытой машины, чтобы точно знать, что и где должно находиться после сборки.

Необходимые инструменты

Чтобы добраться до мотора и произвести замену щеток, вам понадобятся:

  • набор отверток;
  • гаечные ключи;
  • плоскогубцы;
  • наждачная бумага.

Предварительная разборка

Все ремонтные работы с бытовым электрическим оборудованием должны производиться при его полном отключении от сети. Первым делом выньте вилку из розетки. При подготовке к замене щеток вам потребуется:

  • отсоединить машину-автомат от питательного и канализационного водопроводов;
  • развернуть агрегат с целью достижения удобного доступа к его тыльной стороне;
  • снять заднюю крышку, которая обычно крепится на саморезах;
  • демонтировать ремень, связывающий электродвигатель с валом барабана для загрузки белья, для чего потребуется потянуть его на себя при аккуратном вращении шкива;
  • отсоединить мотор от схемы питания, разомкнув соответствующий разъем;
  • открутить болты, фиксирующие двигатель на раме, и снять его.

Надо знать. Модели различных фирм могут иметь свои конструктивные особенности. Для этого вы и изучали инструкцию изготовителя перед началом работы.
Схема коолекторного двигателя

Замена щеток на стиральной машине

Работы с демонтированным двигателем лучше выполнять на столе в условиях достаточной освещенности. Порядок действий при замене щеток следующий:

  • положите мотор набок, чтобы получить удобный доступ к месту установки щетки;
  • отверните крепежные болты;
  • извлеките щетку из гнезда, запомнив направление заточки наконечника;
  • повторите перечисленные операции с другой щеткой;
  • осмотрите стержни (если нет видимых повреждений, а длина графита превышает 1,5 см, то причина отказа заключается не в них);
  • проверьте состояние коллектора двигателя, зачистив наждачной бумагой все неровности;
  • установите новые щетки, закрепив их в нужном положении штатными болтами.

Не забудьте! Скос щеток должен обеспечивать максимальную площадь их контакта с коллектором. Если это не так, надо развернуть их на 180 градусов.

Завершение работы

Установка двигателя на место производится в обратной последовательности. Для этого надо:

  • поставить мотор на раму, закрепив его болтами за монтажные отверстия;
  • подключить питательный кабель;
  • натянуть ремень, слегка поворачивая валы двигателя и барабана;
  • поставить на место заднюю крышку;
  • восстановить подключение водопровода, канализации и вставить вилку в розетку.

Любой произведенный ремонт должен заканчиваться пусковыми испытаниями. Они будут заключаться в первоначальном пуске стиральной машины в работу на одном из щадящих режимов. При этом следует убедиться в ее исправности и прислушаться к шуму мотора. Щеткам потребуется некоторое время на притирку поверхностей по форме коллектора. В такой ситуации возможно некоторое увеличение громкости работы без особенно резких звуков и повышения вибрации агрегата.

Совет! Несколько первых стирок после замены щеток не рекомендуется до предела нагружать барабан, чтобы избежать срабатывания аварийной защиты.

Если вы неуверены в своих способностях правильно определить причину поломки и заменить щетки на электродвигателе вашей стиральной машины, то воспользуйтесь услугами сервисной службы. Подобная работа выполняется достаточно быстро и оплачивается по минимальным расценкам. Скорее всего, зная марку вашей машины, мастер приедет с необходимыми запасными частями, и вам не придется самостоятельно искать их, обзванивая или объезжая магазины.

Посмотрите видео о том, как самостоятельно заменить щетки в стиральной машине

Когда нужна замена щеток

Мотор всегда находится внутри корпуса машины-автомата. Следить за его состоянием не представляется возможным, да и надобности в этом нет. О необходимости замены щеток на эксплуатируемой стиральной машине судят по косвенным признакам:

  • внезапная остановка электродвигателя без очевидных наружных повреждений;
  • в процессе работы мотора слышен громкий треск, который часто возникает в случае разрушения графитовых элементов щеток;
  • двигатель не набирает обороты, что выражается в плохом отжиме белья;
  • появление характерного запаха гари;
  • дисплей высвечивает код соответствующей ошибки.

Совет! Перечисленные признаки не свидетельствуют однозначно о поломке щеток, но проверять причину неполадки следует именно с них.

Советы по выбору

Если обнаружится, что щетки требуют замены — пора отправляться в специализированный магазин. Как избежать покупки неподходящих деталей?

При покупке щеток следует придерживаться простых правил:

  1. Чтобы не испытывать проблем с монтажом и последующей эксплуатацией, надо покупать щетки от того же производителя, что и старые. Для этого вам потребуется посетить профильный магазин, где потребуется назвать марку вашей стиральной машины или установленного на ней двигателя. Лучше захватить с собой демонтированные элементы, чтобы сравнить их с приобретаемым товаром.
  2. В комплект всегда входят две щетки. Даже если сломанной оказалась одна деталь, менять надо обе, чтобы достичь равномерного их прижатия. В противном случае возможно сокращение срока службы нового элемента.
  3. Для нормальной эксплуатации важна однородность графитовых брусков, работающих в жестких условиях. Обязательно осмотрите их при покупке. Даже мелкие сколы и трещины могут привести к быстрому разрушению. По этой же причине избегайте установки бывших в употреблении деталей.

Подписка на рассылку

Электрическая щетка — токопроводящий элемент, соприкасающийся с контактным кольцом или коллектором. Такая деталь обеспечивает электрическую связь подвижной и неподвижной частей электродвигателя. Графитовые щетки для электродвигателей могут использоваться в генераторах и двигателях с разными условиями коммутации. Также они применяются и в низковольтных электродвигателях коллекторного типа с облегченными условиями коммутации.

Особенно распространены графитовые щетки для электродвигателей в быту, так как имеющиеся характеристики позволяют их использовать и в различных бытовых приборах. По сути, любой электроприбор имеет графитовые щетки — это, в частности, миксер, кофемолка, электродрель или электробритва. Популярны графические щетки для электродвигателей и в машиностроении, в горнодобывающей промышленности и во многих других отраслях. Так как практически все электродвигатели работают на постоянном токе, необходимость использования в них графитовых щеток очевидна.

Как бы там ни было, но иногда случаются неисправности, в той или иной степени связанные с использованием щеток. Поэтому мы рассмотрим несколько подобных случаев и разберем, как лучше решить конкретную проблему.

Например, коллекторные щетки для электродвигателей могут искрить и обороты в двигателе не развиваются на полную мощность. Если конденсатор исправен, а якорь и обмотка статора по внешнему виду не вызывают подозрений на неисправность, то следует менять щетки. Если это не помогает, то лучше поменять и пружины щеткодержателей.

Вообще, если горят щетки на электродвигателе, то виной этому могут быть самые различные причины, которые требуют внимательного наблюдения за системой щеточного аппарата и скользящего контакта. К основным из этих причин относятся механические (то есть происходит механическое искрение) и электромагнитные (электромагнитное искрение соответственно).

Механические причины, в результате которых сильно искрят щетки электродвигателя, не зависят от нагрузки. Искрение щеток можно уменьшить, если повысить или снизить давление на них. Также эту проблему можно решить, снизив окружную скорость.

Механические искрения щеток появляются в результате местного или общего биения, задиров на скользящей поверхности коллектора и царапин. Кроме того, такое искрение может появляться из-за выступающей слюды, тугой или слабой посадки щеток в обоймах щеткодержателей.

Что касается электромагнитных факторов, в результате которых искрятся угольные щетки для электродвигателей, то они более сложны для выявления. Искрение, появляющееся из-за различных электромагнитных явлений, изменяется пропорционально нагрузке и мало зависит от частоты вращения.

Как правило, электромагнитное искрение обладает бело-голубым цветом, а форма искр может быть шаровидной или каплеобразной. Неравномерное искрение и расположение подгоревших пластин на коллекторе на расстоянии полюсного деления — это явный показатель того, что в обмотке и уравнителях произошло замыкание, нарушилась пайка или возник прямой обрыв.

Если же щетки под бракетом одного полюса искрят сильнее, чем под бракетами других полюсов, то, скорее всего, произошло короткое или витковое замыкание в обмотках отдельных главных или добавочных полюсов. Также причиной этому может быть неправильное расположение щеток и, возможно, их ширина больше допустимой.

Предназначение щеток в двигателе стиральной машины

Работа асинхронного двигателя переменного тока, основана на вращении магнитного поля, которое приводит в движение ротор устройства. Именно ротор соединяется посредством ременной передачи (вала и шкива) с барабаном, обеспечивая его вращение. Чаще всего, используются компактные электромоторы, с возможностью регулировки частоты вращения.

В настоящее время, большая часть всех бытовых устройств оснащена коллекторными моторами, состоящими из неподвижного статора, коллекторного ротора, тахогенератора и как минимум пары графитовых электро-щеток, посредством которых, осуществляется передача электроэнергии на якорь двигателя.

Коллекторный мотор, обладает небольшим размером, хорошим пусковым моментом, не привязан к частоте тока и прост в управлении. Все эти качества послужили причиной их установки в стиральных агрегатах практически всех известных мировых производителей. Именно наличие быстро изнашиваемых и шумных щеток для электродвигателя, отмечается как недостаток коллекторных моторов.

Виды щеток

Существует несколько классов щеток, удовлетворяющих разным коммутационным условиям:

  • Графитовые щетки. Изготовлены они на основе графита с добавлением наполнителя в виде сажи и других веществ. Предназначены щетки для коммутации легкой степени в генераторах и двигателях. Выпускаются марок ЭГ61А и Г20.
  • Угольно-графитового типа. Щетки малой прочности для небольших механических нагрузок. Марки Г21, Г22.
  • Электрографитного типа. Щетки повышенной механической прочности, насыщенные углеродом. Выполняют коммутацию средней степени сложности. Выдерживают большие токовые нагрузки. Бывают марок ЭГ2А, ЭГ74, ЭГ14, ЭГ4, ЭГ841.
  • Металло-графитового типа (меднографитовые щетки для электродвигателей). Основным компонентом щетки является медный, оловянный и графитовый порошок. К ним идут разные наполнители. Щетки обладают высокой прочностью, не пропускают газовую и жидкую среду. Применимы в высокой и средней сложности условиях коммутации. Обеспечивают функционирование генераторов низкого напряжения. Марки имеют МГ, МГС, МГС 5, МГС 20, МГС 51, МГСОА, МГСО, МГСО1М, М1А, М1.

Описанные щеточные контакты применимы в промышленности, для бытового оборудования выпускают щетки марок Г33МИ, Г33, Г30, Г31.

Выбор щеточного контакта

Самое важное при подборе щеток электродвигателя — знать параметры выработанных щеток. Кроме геометрических размеров, новая щетка должна совпадать по марке графита, типу и сечению провода

Необязательно брать ту же марку, как у оригинала, но твердость щетки электродвигателя и режимы работы должны совпадать. Толщина провода не должна быть меньше оригинала, а гибкость соответствовать. Основные ошибки при подборе щеточного контакта:

  • Установка более жесткого графитового контакта туда, где использовались более мягкие. Результатом может стать быстрый износ коллектора.
  • Установка «универсальных» щеток повсеместно. Это может нарушить режим работы устройства.
  • Ориентировка при покупке щетки на маркировку графита сбоку старой щетки электродвигателя. Маркировка графита – это не маркировка параметров контакта!

Признаки плохой притирки щеток

Плохую притирку щеток можно определить по следующим признакам:

  • искрение;
  • сильный шум;
  • нарушение коммутации механизма;
  • вибрация.

Правильная притирка щеток обеспечивает равномерность распределения тока по рабочей поверхности, что приводит к улучшению рабочих показателей электродвигателя.

Освоив процесс притирки щеток, вы сможете самостоятельно устранять мелкие неполадки в агрегате и проводить его профилактику, не прибегая к помощи специалистов.

Коллекторный узел электродвигателя необходим, чтобы передать электроэнергию на обмотки якоря. Так как якорь производит вращательное движение во время работы, передача осуществляется через специальный контакт. Для организации подвижного контакта во всех бытовых и промышленных двигателях не используют пластины из металла. Это обусловлено высокими оборотами, при которых трение металла об металл производило бы дополнительный нагрев рабочей поверхности и быструю выработку коллектора. Поэтому в качестве контакта был выбран графит либо уголь. Получил он название — электрическая щетка.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.308-79 Единая система конструкторской документации. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия ГОСТ 1173-2006 Фольга, ленты, листы и плиты медные. Технические условия ГОСТ 2208-2007 Фольга, ленты, листы и плиты латунные. Технические условия ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики ГОСТ 5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки ГОСТ 12232-89 (МЭК 136-86) Щетки электрических машин. Размеры и методы определения переходного электрического сопротивления между щеткой и токоведущим проводом и определения усилия вырывания токоведущего провода ГОСТ 15527-2004 Сплавы медно-цинковые (латуни), обрабатываемые давлением. Марки ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка ГОСТ 19904-90 Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент ГОСТ 21888-82 (МЭК 276-68, МЭК 560-77) Щетки, щеткодержатели, коллекторы и контактные кольца электрических машин. Термины и определения ГОСТ 21930-76 Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия ГОСТ 21931-76 Припои оловянно-свинцовые в изделиях. Технические условия Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Как заменить своими руками?

Если для диагностики неполадок в работе стиральной машины вы обращались за помощью к мастеру-ремонтнику, то, скорее всего, он и проведет замену электрощеток. Если же вам удалось обнаружить неисправность самостоятельно, то и заменить запчасть на вы вполне сможете самостоятельно. О том, как это сделать, мы подробно расскажем ниже.

Разборка стиральной машины

Первое, что нужно предпринять – это разобрать стиралку, чтобы добраться до двигателя и извлечь детали, подлежащие замене. Перед этим отключаем агрегат от сети, отсоединяем шланги набора и слива воды.

Далее действуем в такой последовательности:

  • откручиваем крепежи, фиксирующие заднюю панель, и аккуратно снимаем ее;
  • снимаем со шкива приводной ремень;
  • откручиваем болты, которыми ротор крепится к барабану, снимаем его;
  • фотографируем расположение всех нужных нам элементов;
  • поочередно извлекаем электрощетки из гнезд, отсоединяем контакты;
  • пластины из меди, расположенные на коллекторе, чуть-чуть зачищаем наждачкой;
  • проделываем ту же процедуру с новыми электрощетками, медную пыль собираем пылесосом;
  • устанавливаем щетки в гнезда.

Сборка стиральной машины

Сборку прибора проводим, постоянно сверяясь со сделанной ранее фотографией, на которой зафиксировано расположение всех важных элементов двигателя. Сначала ставим на место электродвигатель. До того, как надеть на шкив приводной ремень, проверяем работу новых щеток. Для этого подключаем стиральную машину к сети и запускаем программу отжима. Если вы наблюдаете искрение щеток в первые минуты работы, не нужно пугаться, — это абсолютно нормально. Убедившись в исправности новых запчастей, вновь отключаем машинку от электросети, возвращаем на место приводной ремень и закрепляем заднюю панель.

Процесс замены щеток для электродвигателей стиральной машины Bosch показан в видео Владимира Хатунцева.

Что из себя представляют щетки коллекторного мотора

Те кто хоть раз разбирал электромотор, в дрели, болгарке или другом домашнем электроинструменте, видел что электрощетки выглядят как небольшие графитовые прямоугольные цилиндры, оснащенные медными контактами и стальными прижимными пружинами. Размеры и форма самого контактного элемента может различаться в зависимости от производителя.

Так как поверхность электрощетки, контактирующая с вращающимся ротором, подвергается как механическому, так и электрическому износу, инженеры для их производства разрабатывают специальные комбинированные материалы, призванные снизить влияние этих негативных факторов. В настоящее время коллекторные электромоторы оснащаются щетками:

медно-графитовыми;

угольно-графитовыми;

электро-графитовыми.

В состав каждого вида входит графит, обладающий низким электрическим сопротивлением и малым коэффициентом трения. Благодаря невысокой цене и отличным характеристикам, в электродвигателях стиральных машин во многих моделях, устанавливаются именно угольно-графитовые элементы. Современные технологии позволяют производить щетки высокого качества, способные прослужить 5 и более лет.

Литература

  • Hans Fischer: Werkstoffe in der Elektrotechnik, 2. Auflage. Carl Hanser Verlag, München, Wien 1982, ISBN 3-446-13553-7
  • A. Senner: Fachkunde Elektrotechnik, 4. Auflage. Verlag Europa-Lehrmittel, 1965
  • Werner Schröter, Karl-Heinz Lautenschläger, Hildegard Bibrack: Taschenbuch der Chemie, 9. Auflage. Verlag Harry Deutsch, Frankfurt am Main 1981, ISBN 3-87144-308-5
  • Günter Springer: Fachkunde Elektrotechnik, 18. Auflage. Verlag Europa-Lehrmittel, Wuppertal 1989, ISBN 3-8085-3018-9
  • Gregor D. Häberle, Heinz O. Häberle, Armin Schonard: Elektrische Antriebe und Energieverteilung, 5. Auflage. Verlag Europa-Lehrmittel, Haan-Gruiten 2006, ISBN 978-3-8085-5005-2

Управление двигателем

На практике применяют различные способы регулирования работы двигателя. Это может быть электронная схема, где регулирующим элементом выступает симистор, который на мотор «пропускает» заданное напряжение. Работает он как мгновенно срабатывающий ключ, открываясь, когда на его затвор поступает управляющий импульс.

В основе принципа действия, реализованного в схемах с симистором, лежит двухполупериодное фазовое регулирование, где к импульсам, которые поступают на электрод, привязано напряжение, подаваемое на двигатель. При этом, частота, с которой вращается якорь, прямо пропорциональна напряжению, подаваемому на обмотки.

Упрощенно этот принцип можно описать такими пунктами:

  • на затвор симистора подается сигнал от электронной схемы;
  • затвор открывается, ток течет по обмоткам статора, вызывая вращение якоря мотора М;
  • мгновенные величины частоты вращения преобразуются тахогенератором в электрические сигналы, формируя с импульсами управления обратную связь;
  • как следствие, вращение ротора при любых нагрузках, остается равномерным;
  • с помощью реле R и R1 осуществляется реверс мотора.

Другая схема – тиристорана фазоимпульсная.

Профилактика коллекторных устройств

Для того чтобы продлить срок службы якоря, а соответственно и самого электрического инструмента, необходимо выполнять несколько простых правил. Эти меры состоят в следующем:

  • Не допускать долговременной работы приспособления на низких оборотах при существенной нагрузке, а тем более закусывания режущей части. При заклинивании электродвигателя достаточно короткого времени блокировки, чтобы он сгорел.
  • Если же устройство заклинило, его нужно аккуратно высвободить и дать поработать на холостых оборотах две минуты. За это время за счёт естественного охлаждения нагретые части немного остынут.
  • Соблюдать сроки добавления или замены смазочных материалов.
  • При появлении вибрации или шумов необходимо произвести профилактический осмотр с разборкой корпуса и очисткой от грязи как коллектора, так и всего пространства внутри.

Читать также: Станина токарного станка по дереву своими руками

Любые самостоятельные работы по ремонту электроинструмента, не только угловых шлифмашин, рекомендуется не производить до окончания гарантийного срока. Изготовители не приветствуют несанкционированное вмешательство в устройство техники. Не касается это лишь замены щёток без вскрытия корпуса, а в остальных случаях лучше обратиться за помощью в авторизованный сервисный центр.

Итак, у вас дрель искрит на щетках и вы не знаете, что делать в такой ситуации. Эта статья расскажет, из-за чего это происходит, нужно ли это исправлять, а если нужно, то как.

Сразу стоит отметить, что наличие указанного искрения во время работы — это вполне допустимое явление. Правда только в том случае, если искры небольшие и их не так уж и много. Если же они прямо сыпятся, то это может свидетельствовать о неисправности.

Заметим, что на новом исправном электроинструменте щетки могут первое время тоже сильно искрить, так как им необходимо сначала притереться. На притирку обычно хватает 10-15 минут работы. Если после этого все осталось как было, то лучше отнести инструмент обратно в магазин с претензией.

Если же ваша дрель уже негарантийная, то можно попробовать исправить все самому.

Но сначала опишем причины данного явления.

Как поменять щетки на стиральной машине

Некоторые производители бытового электроинструмента в качестве преимуществ своих моделей указывают быстросъемные угольные щетки

Это действительно важно, так как при производстве работ, время дороже золота, а щетки по причине сложных условий работы приходится менять довольно часто. Со стиральными машинами дело обстоит несколько иначе

Чтобы оценить их состояние или произвести замену необходимо:

  1. Отключить питание стиральной машины от электросети, и по возможности от водопровода и канализации, для облегчения ремонта;
  2. Снять обшивку стиральной машины с целью обеспечения доступа к электродвигателю. Для различных марок стиральных машин, снимать приходится одну или несколько стенок. Иногда достаточно открутить дно. В каждом конкретном случае разборка производится со своим порядком действий;
  3. Снять приводной ремень со шкива, расположенного на валу ротора двигателя;
  4. Отключить электрические провода, подсоединенные к электромотору;
  5. Открутить крепежные элементы двигателя и снять его со стиральной машинки.

Сняв двигатель, нужно открутить крепежные болты щеткодержателей, затем отсоединить контактные клеммы. Если стоящие на двигатели щетки, имеют длину менее полутора сантиметров, или на них видны трещины, обрыв контактов, тогда они подлежат замене.

Перед тем как поставить новые щетки взамен старых, необходимо осмотреть состояние статора и ротора, очистить их от пыли, грязи, и остатков графита при помощи сухой ветоши, смоченной в медицинском спирте

Если на поверхности контакта коллектора (к нему прилегают щетки) имеются мелкие царапины и задиры, их можно осторожно убрать с помощью «нулевки» самой мелкой наждачной бумаги, затем протереть спиртом. После всех манипуляций, можно устанавливать новые элементы с обязательным надежным креплением, при помощи стопорных болтов

Произведя сборку стиральной машины в порядке, обратной разборке, можно приступать к испытаниям. Для этого необходимо, включить стиральную машину на одном из режимов стирки (без вещей на холостую), и понаблюдать за работой устройства. Если в двигателе будет наблюдаться небольшое искрение и не сильный шум, в первые минуты работы — это нормальное явление. Со временем поверхности щеток к коллектору притрутся, и искры исчезнут. Не стоит, в течение первых запусков стирок, перегружать барабан бельем.

Цены на щетки и замену специалистами

Если вы не уверены в собственных силах, то замену щеток лучше доверить профессионалам – они справятся с этой задачей быстро и за весьма умеренную плату. Покупкой новых щеток тоже, вероятнее всего, займется мастер – он сможет выбрать нужную модель, совместимую с вашей стиралкой. Цена на данную услугу будет зависеть от региона вашего проживания, но в среднем она составляет примерно 1000-1500 рублей. Стоимость щеток зависит от фирмы-производителя и модели машинки. Обладателям стиральных машин Indesit, Bosch, Hotpoint Ariston, Ardo, Beko, Zanussi, Candy, Siemens, Samsung рассчитывать нужно на сумму в пределах от 300 до 2000 рублей.