Конденсаторное торможение
Из-за ограниченности зоны действия конденсаторное торможение не может обеспечить полную остановку привода без добавочного, хотя бы небольшого, тормозного момента, действующего при низкой скорости.
Схемы управления торможением противовключением асинхронного двигателя. |
Иногда применяется так называемое конденсаторное торможение.
Схема включения двигателя, позволяющая осуществить конденсаторное торможение, представлена на рис. 2 — 27 а. После отключения двигателя от сети контактором К происходит процесс разряда конденсаторов на обмотку статора. Двигатель возбуждается и образовавшееся в результате возбуждения вращающееся поле статора имеет меньшую скорость, чем ротор. Возникает генераторный режим торможения; по мере снижения скорости ротора уменьшается и скорость вращения поля статора.
Открывание выпрямляющего тиристора до окончания процесса конденсаторного торможения приводит к возникновению пика переходного момента короткого замыкания и прекращению конденсаторного торможения. После этого начинается режим динамического торможения, осложненный повторными короткими замыканиями с пиками тормозных и двигательных моментов.
На рис. 6.3, в показана схема конденсаторного торможения, являющегося разновидностью динамического торможения. В нормальном режиме работы конденсаторы постоянно включены в сеть параллельно со статором. При отключении двигателя от сети конденсаторы начинают разряжаться на статор. Протекает экспоненциально уменьшающийся ток и создается магнитное поле постоянного направления. В этом поле вращается по инерции ротор, в нем наводится ЭДС и течет ток. Возникает тормозной момент аналогично динамическому торможению.
С ростом емкости увеличивается и зона действия конденсаторного торможения и величина поглощаемой кинетической энергии. Увеличение емкости, однако, практически целесообразно только до значений Сд 4 — б, при которых скорость интенсивно снижается до пд 0 5 — 0 4 и поглощается соответственно 75 — 85 % кинетической энергии вращающихся масс привода. Дальнейшее увеличение емкости малоэффективно.
Для трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором применяют конденсаторное торможение, при котором к зажимам статора присоединяют симметричную трехфазную батарею конденсаторов, обеспечивающую самовозбуждение машины.
Схема включения асинхронного двигателя црн конденсагартом ( я и комбинированном торможении ( б. |
После отключения двигателя от сети контактором Ki происходит конденсаторное торможение, затем после замыкания контактора Лг возникает динамическое торможение. Механические характе — нитного поля в магнитной ристики асинхронного двигателя.
Для трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором применяют конденсаторное торможение, при котором к зажимам статора присоединяют симметричную трехфазную батарею конденсаторов, обеспечивающую самовозбуждение машины.
Схемы соединения обмоток статора при динамическом торможении. |
Кроме рассмотренных тормозных режимов существуют и другие, например конденсаторное торможение. Конденсаторное торможение осуществляется по схеме, изображенной на рис. 10.33. После отключения от сети обмотка статора оказывается замкнутой на конденсаторы. Энергия магнитного поля двигателя и электрического поля конденсатора возбуждает в цепи трехфазный ток. Магнитное поле двигателя, образованное этим током, вращается в ту же сторону, что и ротор, но с меньшей частотой, чем ротор. В результате в обмотке ротора возникают ЭДС, ток и тормозной момент. Этот режим аналогичен генераторному тормозному режиму работы двигателя. По мере торможения энергия магнитного и электрического полей уменьшается, превращается в теплоту в обмотках и тормозной момент убывает.
Схемы соединения обмоток статора при динамическом торможении.| К пояснению динамического тормозного режима работы асинхронного двигателя.| Схема включения. |
Кроме рассмотренных тормозных режимов, существуют и другие, например конденсаторное торможение.
5.3. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Вращающееся магнитное поле
статора пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них ЭДС. Так как роторная
обмотка замкнута, то в проводниках ее возникают токи. Ток каждого проводника,
взаимодействуя с полем статора, создает электромагнитную силу — Fэм.
Совокупность сил всех проводников обмотки создает электромагнитный момент М,
который приводит ротор во вращение в направлении вращающего поля.
Частота вращения ротора
n2 будет всегда меньше синхронной частоты n1, т.е. ротор
всегда отстает от поля статора. Поясним это следующим образом. Пусть ротор вращается
с частотой n2 равной частоте вращающегося поля статора n1.
В этом случае поле не будет пересекать проводники роторной обмотки. Следовательно,
в них не будет наводиться ЭДС и не будет токов, а это значит, что вращающий
момент М = 0. Таким образом, ротор асинхронного двигателя принципиально не может
вращаться синхронно c полем статора. Разность между частотами поля статора n2
и ротора n1 называется частотой скольжения Dn.
.
Отношение частоты скольжения к частоте поля называется скольжением:
.*)
В общем случае скольжение в асинхронном двигателе может изменяться от нуля до единицы.
Однако номинальное скольжение Sн обычно составляет от 0,01 до 0,1 %. Преобразуя
выражение *), получим выражение частоты вращения ротора:
Обмотка ротора асинхронного
двигателя электрически не связана с обмоткой статора. В этом отношении двигатель
подобен трансформатору, в котором обмотка статора является первичной обмоткой,
а обмотка ротора — вторичной. Разница состоит в том, что ЭДС в обмотках трансформатора
наводится неизменяющимся во времени магнитным потоком, а ЭДС в обмотках двигателя
— потоком постоянным по величине, но вращающимся в пространстве. Эффект в том
и в другом случаях будет одинаковым. В отличие от вторичной обмотки трансформатора,
неподвижной, обмотка ротора двигателя вместе с ним вращается.
ЭДС роторной обмотки, в
свою очередь, зависит от частоты вращения ротора. В этом нетрудно убедиться,
анализируя процессы, протекающие в асинхронном двигателе.
Синхронная частота вращения
магнитного поля статора перемещается относительно ротора с частотой скольжения
Dn. Она же наводит в обмотке
ротора ЭДС E2, частота которой f2 связана со скольжением
S:
Учитывая, что f1=рn1/60,
f2=рn1S/60.
Приняв величину номинального скольжения порядка 0,01-0,1,
можно подсчитать частоту изменения ЭДС в роторной обмотке, которая составляет
0,5-5 Гц (при f1=50 Гц).
5.4. МАГНИТНЫЕ ПОЛЯ И ЭДС АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
При подключении обмотки
статора к сети возникают токи I1, создающие вращающийся магнитный
поток Ф. Большая часть магнитного потока сцепляется с обмотками ротора и статора.
Это будет основной поток обмотки статора. Некоторая часть магнитного потока
рассеивается в пространстве. Назовем его потоком рассеяния Фрс. Он
cцепляется только с витками собственной обмотки.
Основной магнитный поток
асинхронного двигателя, вращаясь в пространстве, пересекает обмотку статора
со скоростью n1 и обмотку ротора со скоростью n2, наводя
в них основные ЭДС:
;
где W1k1 и W2k2 — произведения чисел витков на обмоточные коэффициенты;
Е2s=Е2S.
Потоки рассеяния Фрс1 Фрс2 наводят в обмотках ЭДС рассеяния Ер1 и Ер2,
которые, как в трансформаторе, могут быть выражены через соответствующие токи
I1 и I2 и индуктивные сопротивления х1 и х2s.
;
где х1 и х2s
— индуктивные сопротивления рассеяния обмоток статора и ротора.
Помимо названных выше ЭДС, в обмотках статора и ротора имеют место активные падения напряжения, которые
компенсируются соответствующими ЭДС Er1 и Еr2.